Огнестойкость воздуховодов систем вентиляции: нормативные требования и применяемые материалы
11.12.2014С особенностями систем огнестойкости воздуховодов связано много ошибок и трудностей. Потому что проблемами огнестойкости воздуховодов и строительных конструкций в целом занимаются специалисты с разным образованием. Конструкцией воздуховодов и обеспечение пределов их огнестойкости в основном занимаются люди, немного знающие о сопромате и о том, как рассчитывается прочность воздуховода.
По этой причине в нормативной документации, которая регламентирует требования к воздуховодам систем вентиляции, зачастую появляются невнятные и порой неверные решения в области конструкции воздуховодов. Эти решения не подходят под технический регламент, по которому создаются воздуховоды различных пределов огнестойкости.
По сути, это должен быть комплект конструкторско-технологической документации, в которой чётко прописывается технология создания систем воздуховодов. Нормативная документация, которая определяет требования к пределу огнестойкости воздуховодов, нужно читать целиком, а не вырывать из контекста документа отдельные строки для конкретной ситуации.
К главным проблемам огнестойкости воздуховодов на сегодняшний день относятся:
- сборочные элементы конструкции воздуховода;
- материалы межфланцевых уплотнений;
- подвеска воздуховодов или опор воздуховодов.
Так же важное значение имеет ещё одна проблема: каким образом воздуховод пересекает ограждающую строительную конструкцию? Если происходит пересечение ограждающей строительной конструкции с нормированным пределом огнестойкости, это означает что нарушается огнестойкость воздуховода.
Для более полного понимания проблемы рассмотрим пример:
Строительная организация возвела коробку здания, но забыла о системе вентиляции.
Уже в построенном сооружении прорубили отверстия, подрядная монтажная организация проложила вентиляцию. Потом выяснилось, что воздуховод должен быть огнестойким и пригласили фирму, занимающуюся огнезащитными работами. Они провели работы, где-то что-то обмотали и на этом закончили. Возникает вопрос, получился при этом огнестойкий воздуховод? Вероятнее всего нет, так как при пожаре происходит деформация каналов вентиляционной системы, и образуются щели в местах стыков секций воздуховода. Продукты горения при пожаре проникают в образовавшиеся щели, поэтому смысла в такой системе вентиляции нет.
Следующий важный момент касается нормативного документа СНиП 41-01-2008. Этот нормативный документ гласит: «межфланцевые уплотнения воздуховодов могут быть из материалов группы горючести не ниже Г2, при условии какой-то обработки – только из негорючих материалов.»
Опыт испытаний таких воздуховодов показывает, что как только в составе воздуховода появляется горючий материал, воздуховоды на не обогреваемой стороне начинают гореть.
Существует ряд распространенных заблуждений среди проектировщиков:
- чем больше приведённая толщина металла, тем лучше и крепче будет держаться при пожаре. На самом деле наоборот, чем толще металл, тем более серьезные усилия при термодеформации при этом возникают.
- сварные соединения лучше фальцевых. Но фалец в отличие от сварного соединения как его не гни, остается целым.
В СНиП есть запись: «воздуховоды огнестойкие изготавливаются из стали толщиной не менее 0,8 мм». В приложение к СНиП сказано: «воздуховоды – это перемещение газов с температурой выше 80 градусов».
Одни из самых распространенных материалов для огнезащиты воздуховодов – минераловатные. Они самые надежные из существующих на рынке огнезащиты.
Минераловатные материалы имеют ряд неоспоримых преимуществ:
- простота монтажа;
- эксплуатация в условиях повышенной влажности;
- минимальная нагрузка на несущие конструкции;
- обеспечение тепло- и звукоизоляции;
- виброустойчивость;
- срок службы 10 лет и более;
- эстетичность материала.
Такие огнезащитные покрытия делает компания «Бизон». На предприятии функционирует система ОТК и качество продукции находится на самом высоком уровне, а качество огнезащитной продукции – это залог обеспечения надежной пожарной безопасности.